Особенности проведения минисессий среди ключевых групп населения

Врач-эпидемиолог Жамбылского областного центра по борьбе и профилактике со СПИД Цзи А.С.

Одной из эффективных мер в области ограничения распространения ВИЧ инфекции являются программы «Снижения вреда». Первые программы снижения вреда в Республике Казахстан были поддержаны агентствами ООН и фондом «Сорос-Казахстан» в 1997 году. Проект был организован при поддержке ЮНЭЙДС в качестве противоэпидемической меры во время первой в Казахстане вспышки среди потребителей инъекционных наркотиков в г. Темиртау Карагандинской области. Начиная с 2000 года, проведение профилактических мероприятий среди уязвимых групп населения было предусмотрено за счет средств из государственного бюджета. В 2001 году подход и элементы снижения вреда были включены в «Программу по противодействию эпидемии СПИДа в Республике Казахстан на 2001-2005 годы», Государственную Программу по противодействию эпидемии СПИДа на 2006-2010 гг., Государственную программу развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 гг. «Саламатты Қазақстан» и Государственную программу развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык» на 2016-2020 годы.

Помимо раздачи шприцев, презервативов, информационно-образовательных материалов, спиртовых салфеток и пр., очень важным в рамках проведения программ «Снижения вреда» является психосоциальное консультирование в виде бесед с глазу на глаз или минисессий, где участников разговора будет больше.

Процесс консультирования делится на три этапа: дотестовое, послетестовое и последующее консультирование. Консультирование по поводу ВИЧ адаптировано к нуждам клиентов. Содержание и подходы консультирования в значительной мере варьируются в зависимости от целевой группы: мужчины, женщины, подростки, мужчины, имеющие сексуальные отношения с мужчинами (МСМ), лица, употребляющие инъекционные наркотики (ЛУИН), секс-работники (СР) и т.д.

Работа, построенная по принципу «клиент в центре внимания», представляет собой интерактивный процесс, основанный на индивидуальных потребностях клиента. Консультант не использует жестких схем, его действия направлены на побуждение клиента к размышлениям, высказываниям и самостоятельному принятию решений. Консультант не просто предоставляет информацию. Его цель — обсуждение возможных профилактических мероприятий и решений, принятых клиентом в отношении собственного будущего. При таком подходе требуется понимание личных особенностей клиента: поведения, образа жизни, сексуальных предпочтений, расы/этнической группы, культуры, уровня знаний, социального и экономического положения, а также признание за индивидом права и способности к свободному выбору и самоопределению.

Конфиденциальность означает запрет на любое обсуждение ситуации или проблем клиента с посторонними людьми.

Многие люди боятся обращаться за услугами в области ВИЧ из-за боязни последствий (отчуждения со стороны семьи и/или общества). Для них весьма важно наличие гарантированной конфиденциальности. Конфиденциальность помогает установить доверительные отношения между консультантом и клиентом, которые необходимы для обсуждения вопросов профилактики ВИЧ и предоставления услуг по уходу.

Соблюдать конфиденциальность особенно важно при групповом консультировании. Предварительно каждый человек в группе должен подтвердить свое согласие на участие в групповом консультировании и принять на себя ответственность за неразглашение информации о других участниках.

Консультанту необходимо наличие искреннего интереса к человеку и стремления помочь ему. Важно не любить человечество вообще, а с уважением относиться к конкретному его представителю. Нельзя забывать, что люди тонко чувствуют, как к ним относятся, и ведут себя в соответствии с этим.

Во время консультирования клиенту следует уделять как можно больше внимания, нельзя заниматься посторонними делами (разговаривать по телефону, разрешать входить коллегам и обсуждать с ними какие-то, пусть даже важные, вопросы и т.п.).

Необходимо предоставить клиенту максимальную возможность высказаться.

Консультант не должен напоминать детектива. Если консультант вынуждает клиента к чрезмерной откровенности, не исключено, что после встречи, в результате пережитого чувства вины, клиент откажется от позитивных решений, которые он мог принять в ходе консультации, а также начнет с опасением и недоверием относиться к консультанту.

Необходимо соблюдать профессиональную тайну. Если консультант по каким-то причинам обязан поделиться с другими сведениями о клиенте, следует сообщить об этом клиенту в начале беседы.