Тестирование на ВИЧ имеет большое значение для клиента: знание ВИЧ-статуса предоставляет человеку определенные преимущества. Вместе с тем не следует забывать, что ВИЧ может оказаться причиной серьезных негативных последствий в виде отторжения со стороны общества и близких людей. Отчуждение может стать препятствием к получению ВИЧ-положительными людьми ухода и поддержки, а также к предотвращению дальнейшей передачи ВИЧ. Именно поэтому ЮНЭЙДС настаивает на обязательном соблюдении принципа добровольности при тестировании, которое следует проводить одновременно с мероприятиями, направленными на борьбу со стигматизацией и дискриминацией. Информация о положительном результате теста может послужить причиной для внутреннего кризиса: все планы на будущее рушатся, человек начинает воспринимать себя как «никчемное, плохое создание». Как следствие, человек теряет уверенность в собственных силах и возможностях, становится менее активным в плане защиты окружающих от заражения и в плане защиты своего здоровья.

Тестирование на ВИЧ-инфекцию должно проводиться на добровольной основе и при наличии информированного согласия. Информированное согласие означает, что клиент самостоятельно принимает решение о прохождении теста на ВИЧ, руководствуясь объективной информацией о ВИЧ/СПИДе и анализом возможных преимуществ и последствий, связанных с возможным положительным результатом. Получение информированного согласия происходит во время консультирования клиента, до прохождения теста на ВИЧ.

Процесс консультирования делится на три этапа: дотестовое, послетестовое и последующее консультирование. Консультирование по поводу ВИЧ следует адаптировать к нуждам клиентов. Оно может проводиться индивидуально, для конкретной пары, для ребенка или группы детей. Консультирование должно соответствовать потребностям и возможностям тех учреждений, в которых оно осуществляется. Содержание и подходы консультирования могут в значительной мере варьироваться в зависимости от целевой группы: мужчины, женщины, подростки, мужчины, имеющие сексуальные отношения с мужчинами (МСМ), потребители инфекционных наркотиков (ПИН), секс-работники и т.д.

Работа, построенная по принципу «клиент в центре внимания», представляет собой интерактивный процесс, основанный на индивидуальных потребностях клиента. Консультант не использует жестких схем, его действия направлены на побуждение клиента к размышлениям, высказываниям и самостоятельному принятию решений. Консультант не просто предоставляет информацию. Его цель — обсуждение возможных профилактических мероприятий и решений, принятых клиентом в отношении собственного будущего. При таком подходе требуется понимание личных особенностей клиента: поведения, образа жизни, сексуальных предпочтений, расы/этнической группы, культуры, уровня знаний, социального и экономического положения, а также признание за индивидом права и способности к свободному выбору и самоопределению.

Конфиденциальность означает запрет на любое обсуждение ситуации или проблем клиента с посторонними людьми.

Многие люди боятся обращаться за услугами в области ВИЧ из-за боязни последствий (отчуждения со стороны семьи и/или общества). Для них весьма важно наличие гарантированной конфиденциальности. Конфиденциальность помогает установить доверительные отношения между консультантом и клиентом, которые необходимы для обсуждения вопросов профилактики ВИЧ и предоставления услуг по уходу. В некоторых обстоятельствах человеку, обратившемуся за ДКТ, может потребоваться присутствие на консультации его сексуального партнера, родственника или друга. Такое участие в конфиденциальных проблемах может быть не только уместным, но и весьма полезным для всех8.

Соблюдать конфиденциальность особенно важно при групповом консультировании. Предварительно каждый человек в группе должен подтвердить свое согласие на участие в групповом консультировании и принять на себя ответственность за неразглашение информации о других участниках.

Консультанту необходимо наличие искреннего интереса к человеку и стремления помочь ему. Важно не любить человечество вообще, а с уважением относиться к конкретному его представителю. Нельзя забывать, что люди тонко чувствуют, как к ним относятся, и ведут себя в соответствии с этим.

Во время консультирования клиенту следует уделять как можно больше внимания, нельзя заниматься посторонними делами (разговаривать по телефону, разрешать входить коллегам и обсуждать с ними какие-то, пусть даже важные, вопросы и т.п.).

Необходимо предоставить клиенту максимальную возможность высказаться.

Консультант не должен напоминать детектива. Если консультант вынуждает клиента к чрезмерной откровенности, не исключено, что после встречи, в результате пережитого чувства вины, клиент откажется от позитивных решений, которые он мог принять в ходе консультации, а также начнет с опасением и недоверием относиться к консультанту.

Необходимо соблюдать профессиональную тайну. Если консультант по каким-то причинам обязан поделиться с другими сведениями о клиенте, следует сообщить об этом клиенту в начале беседы.

Клиент должен чувствовать себя в безопасности. Для этого консультант должен постараться войти в положение клиента, проявляя дружелюбие, искренность и заинтересованность.

К проблемам клиента следует относиться без осуждения. Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать. Если он искренне и естественно демонстрирует установку на «приятие», клиент чувствует себя понятым, достойным уважения и, в свою очередь, откровенен и уважителен с консультантом.

Для установления обоюдного доверия консультанту особенно необходимы такие качества, как искренность, способность к эмпатии и безусловное уважение к людям. На это впервые указал в 1951 году известный американский психолог К. Роджерс.

Правильно проведенное психосоциальное консультирование чрезвычайно важно. Именно от его итогов зависит, насколько эффективной может быть антриретровирусная терапия, дальнейшее половое поведение, регулярность обследования, отношение к своему здоровью и здоровью близких со стороны пациента. В более широкой перспективе психосоциальное консультирование влияет на сдерживание пандемии ВИЧ-инфекции.